Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

ЕБРР оказывает поддержку в создании нормативно-правовой базы регулирования сферы мобильных финансовых услуг в Таджикистане

Опубликовано: 22 Июля 2014 г.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оказывает поддержку Центробанку Таджикистана в разработке нормативно-правовой базы регулирования процессов предоставления в Таджикистане финансовых услуг с помощью средств мобильной (сотовой) связи. Соответствующий пилотный проект был запущен 21 июля в Душанбе.
 
Представители национальных финансовых институтов, регуляторы, а также международные финансовые институты приняли участие в презентациях и обсуждениях бизнес-планов запуска мобильных услуг в стране. Эта новая система позволяет банкам применять инновационные технологии и уже существующую розничную инфраструктуру в целях расширения диапазона оказываемых услуг и зоны обслуживания помимо традиционных банковских отделений. Кроме того, она даст возможность действующим в Таджикистане небанковским организациям применять инновационные технологии для предоставления платежных услуг с помощью мобильных телефонов.

Предоставление финансовых услуг с помощью средств сотовой связи открывает перед миллионами людей в мире поистине революционные перспективы в области управления их финансами и значительно расширяет зону охвата услугами по сравнению с традиционной моделью функционирования отделений банков. В ассортимент финансовых услуг, предлагаемых сегодня при посредстве агентов и мобильных устройств, входят такие основные услуги: открытие банковских счетов, депозиты/снятие средств со счета, получение кредитов, страхование; а также платежные услуги, такие как денежные переводы, оплата счетов и покупок.

“Продвижение этой новой технологии поможет привлечь миллионы жителей Таджикистана к более активному пользованию финансовыми услугами. Благодаря этому проекту Таджикистан получил нормативно-правовую базу и технологии, необходимые ему для развития динамичного "мобильного" денежного рынка, который позволит оказывать финансовые услуги гражданам, не имеющим банковского счета”, – отметил старший банкир ЕБРР Сайбел Бидл.

Несмотря на широкое распространение денежных услуг, оказываемых с помощью средств сотовой связи в некоторых частях мира, ЕБРР работает над раскрытием их потенциала в странах с менее развитыми рыночными экономиками. В ходе исследований, ранее проведенных на средства Люксембурга, был выявлен ряд стран операций ЕБРР, а именно Таджикистан, Азербайджан, Киргизская Республика и Румыния, которые были готовы к внедрению денежных услуг с помощью применения средств сотовой связи, но этим странам не хватало нормативно-правовой базы и технологий для их успешного внедрения.

В Таджикистане ЕБРР в течение года занимался реализацией проекта технического сотрудничества по разработке проектов нормативно-правовых актов для регулирования банковских операций, проводимых через агентские организации, и платежей, осуществляемых по сотовой телефонной связи. В рамках реализации этого проекта, который финансировался министерством финансов Франции, был проведен обзор состояния финансового и телекоммуникационного секторов страны, а также оценка имеющихся у финансовых организаций и операторов сотовой связи возможностей оказывать финансовые услуги с помощью средств сотовой связи.

На всем протяжении реализации данного проекта велись консультации с рядом организаций, в том числе и с национальными финансовыми институтами, Центробанком Таджикистана, Фондом имени Ага Хана, МФК, Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) и операторами сотовой связи. Полученные от них предложения вошли в нормативно-правовые рекомендации, и в настоящее время идет процесс подготовки законодательных актов.

“Проект внедрения мобильного банкинга, который будет реализовываться с оказанием технической помощи со стороны специалистов из таких международных финансовых организаций, как Европейский банк реконструкции и развития, является важным шагом в оказании современных банковских услуг. Эта инициатива действительно позволит финансовым организациям полнее удовлетворять нужды и потребности их клиентов”, – заявил Председатель Национального банка Таджикистана Абдужаббор Ширинов.