Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

РАЗВИВАЮЩАЯСЯ АЗИЯ ДОЛЖНА НАПРАВИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА УМЕНЬШЕНИЕ МАСШТАБОВ НЕРАВЕНСТВА

Опубликовано: 03 Апреля 2014 г.
БИШКЕК, КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА (3 апреля 2014г.) – Увеличение разрывов в доходах подвергает риску успешное сокращение уровня бедности в развивающейся Азии, следовательно, правительства этих стран должны активно использовать инструменты фискальной политики для устранения этих разрывов и стимулирования более инклюзивного роста, говорится в новом отчете Азиатского банка развития (АБР).

“Фискальная политика может и должна играть более значимую роль в стимулировании инклюзивного роста в Азии,”– заместитель главного экономиста АБР Йучжонг Чжуанг. “Государственные лица должны предпринимать меры по включению целевых показателей инклюзивного роста в бюджетное планирование с учетом перехода к режиму, когда экономические выгоды имеют более широкий охват.”

Фискальная политика для инклюзивного роста, специальный тематический раздел Обзора развития Азии - 2014 (ADO - ОРА) АБР, выпущенного сегодня, отмечает, что в 1990-е и 2000-е, более 80% населения региона проживали в странах с ухудшающимся коэффициентом Джини, общепринятым показателем степени  неравенства. Основные рыночные факторы, прежде стимулировавшие рост в регионе – глобализация, технологический прогресс и рыночная реформа – теперь усиливают неравенство.

Международный опыт показывает, что государственные расходы могут сократить степень неравенства доходов. Расходы правительств на образование и здравоохранение, к примеру, расширяют доступ малообеспеченных слоев населения к этим жизненно необходимым услугам и создают равные условия. Создание более доступной инфраструктуры расширит возможности для малообеспеченных слоев пользоваться выгодами в результате улучшения систем образования и здравоохранения.

В то же время, развивающаяся Азия отстает от других регионов в использовании государственных инвестиций на стимулирование равенства. Государственные расходы на образование в среднем составляют 2.9% валового внутреннего продукта (ВВП) в регионе, в то время, как в развитых экономиках они составляют 5.3%, и 5.5% в Латинской Америке. Что касается, сферы здравоохранения – разница более ощутима: 2.4% в Азии, 8.1% в развитых экономиках, 3.9% в Латинской Америке.

Методы освоения средств могут иметь большее значение, чем их сумма. Политика образования может стимулировать инклюзивный рост через придание приоритетов базовому образованию и расширение технического и профессионального образования с целью предоставления учащимся и студентам большего объема практических навыков и знаний, необходимых в их работе. Политика здравоохранения может предусматривать аналогичные инструменты, через  выделение средств сельским клиникам, например, нежели чем через закупку самого современного медицинского оборудования для городских больниц, - говорится в отчете.

Многие экономики региона должны предусматривать больший объем государственного финансирования такого рода расходов. Однако, этот объем может быть утерян по мере того, как растущие расходы, связанные со стареющим населением и экологическими вопросами, будут сужать фискальные возможности в предстоящие десятилетия. Доходная база Азии продолжает оставаться небольшой относительно глобальных стандартов: в 2000-х, соотношение налоговых доходов к ВВП составило 17.8% в развивающейся Азии, что намного ниже  среднемирового уровня - 28.6%.

Вариантами повышения доходной части являются: расширение базы налога на личный доход и налога на добавленную стоимость, повышение коррективных налогов и неналоговых доходов, внедрение естественно прогрессирующих ставок налогов на имущество, прирост капитальной стоимости, и наследуемое имущество, говорится в отчете.

Политические меры должны сопровождать меры повышения доходности. В ОРА говорится, что сюда должно войти систематичное внедрение плановых показателей по капиталу в фискальную политику, предпочтительно, на среднесрочную перспективу; обновление фискальных данных для улучшенного отслеживания государственных программ и оценки их эффективности; применения информационных и коммуникационных технологий для улучшения налогового администрирования; и рассмотрение возможностей применения государственно-частного партнерства в создании  социальной инфраструктуры с целью расширения охвата образовательных и медицинских услуг.
 
AБР, базирующийся в Маниле, заинтересован в сокращении бедности в Азии и Тихоокеанском регионе, через инклюзивный экономический рост, экологически устойчивый рост и региональную интеграцию. Созданный в 1966г., АБР является собственностью  67 государств-членов, 48 из которых представляют сам регион.