Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

ЕБРР предупреждает об угрозе популизма из-за продолжения неравенства

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предупреждает о возрастающей угрозе популизма в условиях сохраняющегося неравенства в посткоммунистических странах через 25 лет после начала движения к свободной рыночной экономике.

Это предупреждение содержится в подготовленном ЕБРР ежегодном «Докладе о переходном процессе»: «Переходный процесс для всех. Равные возможности в мире неравенства».

Доклад отмечает впечатляющие успехи, которых достигли посткоммунистические страны, особо подчеркивая, что заметного экономического роста им удалось добиться благодаря рыночной экономике. Даже если путь к ней был сопряжен с кратковременными болезненными явлениями, такую цену стоило заплатить.

В Докладе также говорится, что уровень удовлетворенности жизнью в переходном регионе наконец сравнялся с уровнем развитых стран.

Вместе с тем там отмечается, что дивиденды от роста благосостояния получили не все. Даже там, где уровень неравенства объективно снизился, часто сохраняется ощущение, что неравенство обострилось. Кроме того, убежденность в том, что реформы были изобретены в чьих-то интересах как средство наживы, привела к ревизии переходных процессов в политике и экономике и открыла дорогу антиреформаторскому популизму.

В докладе подчеркивается необходимость проведения реформ таким образом, чтобы они не просто обеспечивали долгосрочный рост по усредненным показателям, но и открывали экономические возможности для широких слоев населения, закрепляя поддержку реформ со стороны людей.

Как отмечает главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев в своем предисловии к «Докладу о переходном процессе»: «Хорошо функционирующая рыночная экономика должна быть не просто конкурентоспособной; она также должна быть инклюзивной, хорошо управляемой, экологичной, устойчивой и интегрированной».

«Это необходимо для политической состоятельности реформ: реформы должны приносить дивиденды большинству населения как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе, предотвращая популизм как во время кризиса, так и в благополучные времена».

В «Докладе о переходном процессе» использованы результаты уникального по охвату опроса среди людей, которые на себе испытали последствия перехода к рынку, в том числе тех, кто родился в эпоху огромных политических, социальных и экономических потрясений.

Он раскрывает реальное физическое воздействие потрясений на людей, родившихся на пике этого периода, отмечая, что дети, родившиеся в периоды либерализации цен, оказались в среднем на 1,1 см ниже тех, которые родились в аналогичных социальных условиях до или после.

В ходе третьего обследования ЕБРР и Всемирного банка «Обзор жизни в переходный период» (Life in Transition Survey III, или LiTS III), результаты которого будут полностью опубликованы в декабре 2016 года, были опрошены более 51 тыс. случайно выбранных домохозяйств в 75 населенных пунктах в каждой из 34 стран.

В «Докладе о переходном процессе» проводится анализ определяющих факторов неравенства, таких как социальное положение родителей, гендер и географическое местонахождение.

В докладе предложены меры экономической политики, которые могут помочь в борьбе с неравенством, а также с бедностью и чрезмерно высокой концентрацией богатства.

Что касается неравенства, экономисты ЕБРР рекомендовали улучшить доступ к высшему образованию с помощью целевых стипендиальных программ и мероприятий по повышению качества начального и среднего государственного образования. Они отметили необходимость мер по ликвидации сохраняющихся гендерных различий в оплате труда. «В этой связи ключевое значение имеет обязательство обеспечить равную оплату за равный труд».

Важное значение имеет также модернизация инфраструктуры: «Улучшение связей между городом и деревней, как в физическом, так и в технологическом плане, может способствовать тому, что «плохих мест» для рождения больше не будет.

В докладе отмечается, что чрезмерно высокое сосредоточение богатства может вызывать недовольство институтами, поддерживающими рыночную экономику, и это в конечном счете может привести к снижению темпов экономического роста. Эффективным методом перераспределения доходов и средством дополнительного пополнения бюджета может стать введение налога на богатство.

В докладе также отмечено, что безадресные субсидии могут оказаться слишком затратным способом снижения бедности и помощи группам населения с самыми низкими доходами. В нем, в частности, упомянуты энергетические субсидии, которые зачастую приносят выгоду богатым и лишают потребителей стимула эффективно использовать энергию.

В докладе подчеркивается, что снижению уровня бедности может способствовать переход на адресные субсидии, но этот путь требует значительного административного ресурса, который может отсутствовать в менее развитых экономиках или странах со слабыми экономическими институтами.

Одна из глав доклада посвящена теме доступа населения к финансовым услугам, и в ней использованы результаты LiTS III и другие данные, указывающие на те препятствия, с которыми могут столкнуться люди при получении доступа к банковскому обслуживанию. Как правило, больше всего проблем в доступе к финансовым услугам возникает у молодого и старшего поколений.

В то время как среди молодого поколения гендерный разрыв в плане обладания банковским счетом сокращается, в более бедных странах региона операций ЕБРР, в особенности в сельских районах и среди старшего поколения, этот гендерный разрыв все еще велик.

Предлагаемые решения этих проблем включают более широкое использование государством системы электронных платежей, расширение услуг мобильного банкинга и внедрение счета с сокращенным набором услуг. Важно также повысить доверие к банкам с помощью надежных систем страхования вкладов и развития сети отделений банков в тех районах, где их мало.

Завершает «Доклад о переходном процессе» глава, посвященная успехам проведения структурных реформ в регионах инвестиций ЕБРР.

В этом разделе отмечено, что меры экономической политики, принимаемые в ответ на сохраняющиеся политические и экономические вызовы, в целом остаются позитивными. Положительные подвижки в области реформ численно превосходят отрицательные в соотношении 15 к 10, хотя этот разрыв и несколько сократился по сравнению с прошлым годом.